Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государстваИменно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму. В наши дни ведётся активная разработка налогового кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 01.01.99, а вторую планируется ввести с 1 января 2001 года. Здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, такой как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а так же множество периодических изданий, например журналы «Эксперт», «Консультант плюс», «Главный бухгалтер», «Всё о налогах», «Бухгалтерский учёт» и т.п. При написании курсовой работы за базу было взято учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника [1] . Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира. I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики Сущность налога Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Первый сущностный признак налога - отношение власти и подчинения. В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.). Второй признак налогов - смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д. Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак отличает налоги от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ). Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд. Для изучения каждого налога необходимо выделить его элементы: - субъект налога; - носитель налога; - объект налога; - источник налога; - единица (масштаб) обложения; - ставка налога; - оклад налога; - налоговый период; - налоговая квота (бремя налога); - налоговая льгота; - налоговая политика; - налоговый кадастр; - система налогов. Субъект налога - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо. Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример - косвенный налог: субъект налога - производитель или продавец товара, носитель - потребитель товара. Объект налога - имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество , движимое имущество, предметы потребления, доходы. Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог. Единица (масштаб) налога - часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади. Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах. Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд. Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в целом. Налоговая льгота - снижение размера налогообложения. Налоговая политика - меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей. Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности. Система налогов - перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. 1.2. Функции налогов Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции: 1. 2. 3. 4. Во всех государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Социальная или перераспределительная функция налогов. При помощи налогов в государственном бюджете собираются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим образом, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 1.3. Виды налогов Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов [2] . Приведем этот перечень. К федеральным относятся следующие налоги и сборы: · налог на добавленную стоимость; · акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; · налог на прибыль (доход) организаций; · налог на доходы от капитала; · подоходный налог с физических лиц; · взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; · государственная пошлина; · таможенная пошлина и таможенные сборы; · налог на пользование недрами; · налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; · налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; · сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; · лесной налог; · водный налог; · экологический налог; · федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы включают: · налог на имущество организаций; · налог на недвижимость; · дорожный налог; · транспортный налог; · налог с продаж; · налог на игорный бизнес; · региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога. К местным налогам и сборам относятся : · земельный налог; · налог на имущество физических лиц; · налог на рекламу; · налог на наследование или дарение; · местные лицензионные сборы. В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается свыше 50 налогов разных уровней. II . Налоговая система России 2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком В качестве примера рассмотрим налоговую систему США. Один из авторов Декларации независимости США Б. Франклин произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным, но и выступает в качестве инструмента регулирования развития экономики. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансирования. Так, в финансировании за счет государства, социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%. К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, поселков в сельской местности, школьных округов, специальных округов. Элементами системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тысяч местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой. В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются в основном за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения. Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США за 1990 год. Объем доходов на данный год был запланирован в размере 976 млрд долл. Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд долл. Как видим, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета США [3]
Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование; текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств, штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по личным долгам. В результате этих вычетов образуется налогооблагаемый доход. Необлагаемый минимум доходов является переменной величиной, имеющей тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 2 тыс.долл. Ставки подоходного налога приведены в таблице 2. Понижение ставки налога после определенного высокого уровня доходов характерно, пожалуй, только для США. Это обосновывается крупной абсолютной суммой выплаты. До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, их величина нарастала от 11 до 50%. После налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Но наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот. Таблица 2 Ставки подоходного налога [4]
Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% от заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. в год в расчете на каждого занятого. Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато: Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна. Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы на амортизации, льгота на инвестиции, на научно-исследовательские работы. Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется налоговая скидка в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса. Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-е годы была введена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налог более чем на 50%. В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля над внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между продажной ценой нефти и её базовой ценой. Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально — 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода. Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах государственного бюджета. Они устанавливаются как на товары: алкогольные и табачные изделия, так и на услуги: дороги и воздушные перевозки. Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат США. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае. Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства. Ставки подоходного налога штатов колеблются от 2 до 12%. Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением ресторанов. В 1993 — 1994 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность. Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагаются налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается. В городе Уинтон штата Иллинойс налог на имущество в 1991—1992 финансовом году был установлен 6,75%. Это очень высокий уровень. В облагаемую собственность входили земля и строения. База налогообложения равна одной трети рыночной стоимости. Владелец получает один раз в четыре года письмо с уточнённой оценкой его собственности. Налог поступает в бюджеты графства, города, школьных и парковых округов. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%. Из других местных налогов в городе установлены: налог на гостиничное обслуживание — 5% платы за гостиницу; налог на коммунальные услуги — 3% платы за телефон, газ, электричество; налог на сделки — при продаже и покупке недвижимости вносятся 2 долл. 50 центов за каждую 1 тыс. долл. Местными органами власти выдаются лицензии на право продажи продуктов, спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на пользование автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов. Приведу в качестве примера структуру бюджета Сан-Франциско. Финансовая система города состоит из бюджета текущих затрат и бюджета капитального строительства. В 1989 г. объемы были равны 1,8 млрд. и 0,5 млрд. долларов соответственно. В доходной части учтена прибыль аэропорта, морского порта, водоочистного и энергетического хозяйства. В общей сумме их чистые доходы в 1989 году составили 0,8 млрд. долларов. Эти средства полностью расходуются на развитие самих предприятий. Структура остальных доходов в сумме 1 млрд. долларов показана в таблице 3. Таблица 3 Структура доходов Сан-Франциско [5]
Финансовые ресурсы на эти цели образуются так: 300 млн. долларов составляют субсидии от федерального правительства, остальные 200 млн. обеспечиваются заемными средствами. Как отмечалось выше, 0,8 млрд. долларов направляется на развитие муниципальных предприятий. Из бюджета капитальных вложений, составляющего 0,5 млрд. долларов, финансируются: реконструкция аэропорта, реконструкция канализационной системы, строительство общественных зданий. Ссуда (200 млн. долларов) была взята на реконструкцию аэропорта. Покрывается она за счет платы авиационных компаний за его услуги. Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии и ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющая в качестве специального округа Колумбия привилегии штата, может покрывать свои расходы в сумме 3 млрд. долларов лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. Через субсидии и дотации федеральное правительство может влиять на социально-экономическое развитие городов. Стоит отметить, что и система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства. Анализ структуры и ставок местных налогов в США и других западных странах позволяет классифицировать их по четырем основным группам. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств. Косвенное налогообложение довольно разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами. Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автотранспортных средств, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог на пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля. Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это, прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования продукции в отходы. Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами. В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Дело в том, что «множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью» [6] . 2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации С 1.01.99 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. В нем реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы [7] : - единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков; - четкое разделение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; - приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; - однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения; - определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, - с другой. Как говорилось ранее, налоговая система РФ подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решения по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, местные органы власти имеют право распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, НСП и д.р.), но они не могут изменять по своему усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Из этого следует, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы. То есть доходы федерального бюджета формируются только за счёт федеральных налогов (не считая неналоговых поступлений), а в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении местных бюджетов: кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ. Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ, в отдельных случаях - Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы на отдельные виды минерального сырья и т.д.). Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на льготу возлагается на налогоплательщика. Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих регионов. Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов или иных административно-территориальных образований. Часть местных налогов должны применяться на всей территории России (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправления (налог с продаж, налог на рекламу и др.). Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы. [8] Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по признаку переложимости - прямые и косвенные; по источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара, на себестоимость продукции, на чистую прибыль; по периодичности взимания - регулярные и нерегулярные. Также стоит отметить, что налогоплательщики несут ответственность за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты. III . Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ 3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса РФ В целях проведения эффективной социально-экономической политики налоговая система России требует модернизации. Основными задачами налоговой реформы на ближайший 2001 год являются: существенное снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и совершенствование системы сбора налогов. Снижение налогового бремени можно достигнуть, прежде всего, за счёт уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, устранения оборотных налогов и изменений в правилах расчёта базы налогообложения прибыли. Упрощения налоговой системы планируется осуществить с помощью установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены множества второстепенных налогов. Вместе с упрощением налоговой системы и снижением налогового бремени достаточно внимательно планируется пересмотр налоговых льгот. Конечно, речь не идет о том, что налоговых льгот в принципе не должно быть. Безусловно, должны существовать некоторые социальные льготы, но в ограниченном количестве. Совершенствование системы сбора налогов основывается на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий. Важнейшим событием последних месяцев явилось рассмотрение и принятие Федеральным собранием РФ второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России. Согласно Федеральному закону “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах” с первого января 2001г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл. 22 “Акцизы”, гл. 23 “Налог на доходы физических лиц”, гл. 24 “Единый социальный налог”. Одновременно установлено, что федеральные налоги и другие нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие. [9] Единый социальный налог включён в перечень федеральных налогов и сборов. Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работникам. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. В связи с этим предусмотрено четыре шкалы регрессивного налогообложения [10] : · — 35,6%, в том числе: Пенсионный фонд — 28%, Фонд социального страхования — 4%, фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%; · — 26,1%, в том числе: Пенсионный фонд — 20,6%, Фонд социального страхования — 2,9%, фонды обязательного медицинского страхования — 2,6%; · — 22,8%, в том числе: Пенсионный фонд — 19,2%, фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%; · — 17,6%, в том числе: Пенсионный фонд - 14%, фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%. Кроме этого в НК закреплены следующие ставки единого социального налога для всех налогоплательщиков: Если средняя заработная плата работника на предприятии больше 50000 рублей в год, без 10% самых высокооплачиваемых, то: [11] - - - Существуют и льготы по данному налогу для отдельных организаций. Так, освобождаются от уплаты налога организации любых организационно-правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100000 руб. в течение года, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Ожидается, что введение единого социального налога станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников. Также предусматривается ввести с 01.01.01 налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл. 23 НК РФ). Для доходов, которые имеют 'нетрудовое' происхождение (выигрыши в лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%. Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами, проживающими за пределами РФ, от дивидендов и доходов. Определена система четких и носящих всеобщий характер, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Стандартные вычеты различны в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных категорий граждан. В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социальные расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях, как самого налогоплательщика, так и его детей. Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, в размере произведенных расходов, но этот вычет не может превышать 600000 руб. в год. Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1000000 руб., а от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, — не более 125000 руб. При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик может уменьшить сумму общего дохода от их реализации на сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг. На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой. В законе приводится перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. К ним относятся государственные пособия (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками. Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и предоставления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц. В рамках проводимых налоговых преобразований ставки акцизов на бензин и табачные изделия были существенно увеличены; отменён налог на реализацию горюче-смазочных материалов. Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций становятся и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, в качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, которые практически не были установлены. Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор. Вторая часть налогового кодекса не будет введена в один день, этому свидетельствует высказывание одного из основных разработчиков НК РФ Сергея Шаталова: “Мы не предполагаем ввести новую налоговую систему сразу с 1 января 2001 года. Вместо большого одномоментного скачка переход в новую налоговую реальность будет эволюционным процессом, растянутым на три-четыре года. Многие важные решения будут приниматься поэтапно”. [12] На втором этапе (2002—2003 гг.) Правительством РФ предлагается отменить налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость. Конечно, Налоговый кодекс не будет идеальным документом на все времена. Как показывает опыт, в том числе и зарубежный, налоговое законодательство — одно из самых подвижных элементов экономики. Даже в тех государствах, где действуют Налоговые кодексы, ежегодно принимается множество поправок к налоговому законодательству, что связано, прежде всего, с изменением налоговой политики государства. 3.2. Мнение российских экономистов На заседании правительства глава кабинета министров Михаил Касьянов сообщил, что собираемость налогов растет медленнее ВВП России. По мнению Касьянова, эффективность сбора налогов необходимо увеличить до конца года, когда в действие вступит новый Налоговый кодекс. В своём заявлении Касьянов высказывает, что правительство демонстрирует непонимание того, что налоги образуются не только от роста объёмов продаж, а, прежде всего от полученных предприятиями или физическими лицами доходов. Трудно, например, требовать уплаты налога на прибыль от компании, которая для захвата рынка проводит распродажи товаров по сниженным ценам. В этом случае объемы ее продаж будут расти что, в конечном итоге, приведет к увеличению и ВВП России, но налогов она платить не будет. Последствия заявления Касьянова можно предугадать уже сегодня. Во-первых, российские компании до конца года, видимо, ждут неоднократные и усиленные налоговые рейды, которые, по мнению Касьянова, должны увеличить собираемость налогов. Более долгосрочная перспектива выглядит куда хуже. Внимание Касьянова к собираемости налогов — весьма тревожный симптом. Если правительство не справится с эффективностью их собираемости в 2001 году, то ему придется пересматривать ставки налогов, которые в новом Налоговом кодексе уменьшены по сравнению с ныне действующими нормами. И тогда, соответственно, вся налоговая реформа потеряет смысл для правительства и уж тем более для честных бизнесменов, решивших «открыться» государству и платить налоги вместо того, чтобы, по российской традиции, прятать прибыль. Таким предприятиям и бизнесменам придется платить налогов больше, чем всем остальным. Пока, правда, правительство не объявляло о том, какие методы сбора налогов будут им применяться в будущем. Однако, учитывая общий тон реформы исполнительной власти, изменений статуса Центробанка, Налоговой реформы и других законодательных инициатив, можно не сомневаться, что в отношении сбора налогов будут применены радикальные методы. Приказано повысить собираемость налогов — значит надо повысить любой ценой. [13] Заключение В первой главе курсовой работы я описал систему налогообложения: виды, сущность и функции налогов, основные элементы и типы налогообложения. Во второй главе курсовой работы рассмотрены налоговая система Российской Федерации, а так же налоговая система одной из самых экономически развитых стран мира – Соединённых Штатов Америки. Рассмотрены различные органы власти и налоги, собираемые в их бюджеты в налоговых системах обеих стран. Третья глава заключается в выявлении противоречий, недостатков и путей их реформирования в налоговой системе Российского Государства. Здесь я попытался раскрыть основные задачи налоговой реформы, изменения в налогообложении, которые вступят в силу с принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Так же в этой главе приведено мнение одного из российских экономистов о возможных проблемах, связанных с общим понижением налогового бремени и интенсификацией сбора налогов. Налоговая система – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Она является основным инструментом, с помощью которого государство определяет приоритеты социально-экономического развития и влияет на развитие хозяйства. Исходя из этого, налоговая система РФ должна быть надёжной составляющей российской экономики. Исходя из собранного материала, я могу сделать вывод, что основными проблемами нашей налоговой системы являются: 1) излишняя запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий или увеличения выпуска товаров народного потребления; 2) чрезмерно высокие налоговые ставки – последствие упора сделанного на чисто фискальную функцию налоговой системы, обирая налогоплательщика, налоги душат его; 3) сокрытие доходов предприятиями и физическими лицами от налоговых органов; 4) нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль в привлечении инвестиций как отечественных, так и иностранных. Очевидно, что все эти проблемы взаимосвязаны, поэтому необходимо их совокупное решение, а именно упрощение налоговой системы, путём устранения и объединения второстепенных и схожих налогов, снижение общих налоговых ставок и повышение качества сбора налогов. Все вышесказанное обуславливает объективную необходимость пристального внимания к настоящему состоянию налогообложения. Необходим тщательный пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны, способствовать структурно-техническому совершенствованию производства. Есть надежда, что готовая к принятию часть вторая Налогового кодекса РФ в большей степени способна решить существующие проблемы. Хотя очевидно, что законодательная власть бессильна без поддержки исполнительной власти, какие бы проекты она не разрабатывала, необходим орган, заставляющий «играть» людей по новым более приемлемым правилам. Таким образом, совершенствование системы сбора налогов способствует формированию устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. Список используемой литературы 1. 2. 3. 4. 5. е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и кредит, 2000 6. 7. http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html 8. http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml [1] Налоги: Учеб. Пособие/Под ред. Д.Г. Черника. – 4 е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000 [2] Д.Г. Черник, А.З. Дадашева Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь. 1999. – С.22 (В связи с тем, что изменения, внесённые в часть первую НК после её принятия очень значительны, они не были помещены в этот перечень) [3] Черник Д.Г. Налоги. |