Подобные работы

Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры

echo "Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава I . В первые два века христианской жизни Руси наибольшее количество монастырей встречается в центральной полосе тогдашн

Что такое любовь?

echo "Любовь - это чувство. Чувство одного человека, испытываемое к другому человеку. Причем, этим словом ' любовь ' в нашем языке обозначаются несколько видов разных чувств , то есть, чувств , неко

Религии Индии

echo "Корпус ведийских текстов. 3. Религия ведийских ариев. 4. Атхарваведа и магия. 5. Яджурведа и ведийский ритуал. 6. Жреческие школы в поздневедийский период. 7. Брахманизм. 8. Брахманы и араньяки

Христианство

echo "Человек живет обыкновенной жизнью и вовлечен в ее круговорот как муравей в своем муравейнике. Но он всегда чувствовал и чувствует, что существует иное, более высокое бытие. И все догадки человек

Синтоизм

echo "Поэтому синто не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве. Ещё одной особенностью синто является множес

Высокопетровский монастырь

echo "Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князь Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо Высокой слободы, принадлежавшей, по приданию, боя

Синтоизм

echo "Термин 'Синто' означает 'Путь богов'. Основы синтоизма заложены в мифологии синтоизма. Мифология синтоизма Согласно синтоистической мифологической истории, первые пять божеств самопроизвольно в

Научное доказательство существования Бога

echo "Эволюция как самопроизвольное усложнение природных систем полностью и совершенно однозначно запрещена 2-м Законом термодинамики . Этот закон и говорит нам о том, что из хаоса никогда, ни при как

Ересь иконопочитания

Ересь иконопочитания

Заметим, что это - абстрактные слова, они определяют нечто реально существующее, но не представимое человеческим мозгом конкретно в виде какого-либо образа.

Попробуйте представить и нарисовать, например, истину. Или любовь.

Отсюда и ясна библейская заповедь не создавать никакого изображения - потому что реальный Бог может быть определен только словами, означающими абстрактные понятия, которые нарисовать невозможно.

Однако, как мы знаем, трансцендентный Бог воплотился примерно 2000 лет назад в человека.

Причем, воплотилось 2-е Лицо Троицы - Бог-Сын. Это и был Иисус Христос.

Почему Его 'нельзя рисовать'? Православные апологеты часто утверждают, что-де, раз Христос жил на земле как человек, то рисовать Его можно и нужно; и даже, что если отрицательно относиться к рисованию Его изображений, - то это даже вроде как ересь - это значит как бы отрицать Его воплощение. Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию.

Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус. Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). Открываем Новый Завет и читаем: 'Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же' (Евр. 13, 8). На иконах же Он разный. Иначе говоря, совершенно ясно, что на иконах изображен воображаемый лик Христа, то есть, то, что художник сам лично вообразил, представил в своем мозгу и это свое личное субъективное представление выразил на картине.

Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос. Таким образом, икона по большому счету - это просто вранье. На любой иконе изображен не сам реальный Иисус, а Иисус, воображаемый, субъективно представленный каким-либо художником.

Относительно изображений Христа очень интересную мысль высказывает известный американский богослов Генри Моррис в своей книге 'Ответ в Библии': 'Одной из наиболее поразительных особенностей евангельских Писаний является то, что ни одно из них не дает абсолютно никакой информации о внешности Господа Иисуса Христа. Был ли Он высоким или нет, худощавым или плотным, темноволосым или светлым, бритым или с бородой - не знает никто.

Единственная истинная информация о Христе и Его жизни, доступная нам, заключается в четырех Евангелиях - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - и все эти авторы не говорят ни единого слова о Его внешнем облике! Это само по себе свидетельствует о богодухновенности Писаний.

Евангелисты детально описывали Его слова и дела, и кажется совершенно невозможным, чтобы кто-либо из писавших, имея дело с подобным чисто биографическим описанием, не включил бы в него хоть какое-либо физическое описание Того, о Ком он пишет. И тем не менее, все авторы каким-то образом избежали этого. ... Поэтому, поскольку Святой Дух в Своей работе вдохновления евангелистов на Святые Писания тщательно избегал удовлетворения нашего любопытства относительно человеческого облика Иисуса, людям совершенно бесполезно строить предположения на этот счет.

Общепринятое представление о Его чертах внешности, нашедшее отражение в бесчисленных художественных и иных изображениях Христа, созданных в течение многих веков, не имеет под собой никаких фактических оснований и лишь вводит в заблуждение.

Некоторые словесные описания Его внешности, берущие начало из внебиблейских источников, также датируются периодом, значительно более поздним, чем период деятельности апостолов.

Существуют, очевидно, важные причины подобного божественного умолчания относительно физических свойств Иисуса. Он является Человеком, представляющим все человечество, божественным Заместителем всех людей всех времен и народов. Если бы мы знали, например, что Он был высоким человеком, мы могли бы подсознательно предполагать, что Бог предпочитает высоких людей, и что это означает некий знак, указывающий на меньшее благоволение со стороны Бога по отношению к людям небольшого роста.

Подобное же ошущение гордости, или напротив, разочарования связывалось бы с обладанием Христом той или иной физической особенности, или, напротив, с отсутствием у Него того или иного человеческого свойства.' (стр. 44). ************** 2. Об иконах существуют некоторые легенды, входящие в состав так называемого 'церковного предания' (по терминологии православных). Например, утверждается, что евангелист Лука был иконописцем.

Версия, на самом деле, крайне маловероятная.

Никаких серьезных исторических документов, подтверждающих это, не существует, не говоря уж о том, что в Библии даже намека на это нет. Еще существует легенда о царе Эдессы Авгаре, будто бы Христос прислал ему полотенце с 'нерукотворным' отпечатком своего лица и будто бы потом с этого отпечатка иконописцы писали иконы. Тоже довольно маловероятная версия, так как в этом случае, очевидно, все написанные иконы, имея общего 'предка' - отпечаток на полотенце Авгаря, являли бы нам более-менее похожие изображения Христа. Но, как уже упоминалось, изображения Христа на иконах весьма и весьма различаются, что свидетельствует об их придуманности и нафантазированности. У древних церковных писателей, например, у такого авторитетного, как Евсевий Кесарийский, мы, действительно, можем найти так называемое 'Послание Авгаря' и ответное письмо Христа Авгарю. Но, что интересно, там нет ни слова об этом полотенце. В 'Послании Авгаря' эдесский царь предлагает Иисусу Христу свое гостеприимство и просит исцелить его от недуга. В ответ Иисус обещает прислать к нему своего ученика, который эту его просьбу выполнит.

Насчет полотенца с отпечатком ни слова. Если же на самом деле этот ученик и привез полотенце с отпечатком лика Христа, то почему такое важное с церковной точки зрения событие не упоминается у такого скрупулезного церковного историка, как Евсевий Кесарийский? Скорее всего, потому, что в конце III-го и начале IV-го веках, когда он жил, икон просто не было, поэтому и не было проблемы иконопоклонства. Иконы появились позже, в V-м веке, возможно, как раз потому, что кем-то была придумана байка о том, что Христос подарил Авгарю полотенце с отпечатком Своего лица, и художники, рисующие воображаемого ими Христа, начали утверждать, что их картины - это копии того самого отпечатка.

Православные апологеты утверждают также, что, мол, икона помогает человеку молиться, или лучше сосредоточиться для молитвы. Один из 'Отцов' Церкви Василий Великий писал: 'Честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз'. Но, согласитесь, при таком понимании, не чересчур ли много доверия к художнику, этот образ нарисовавшему? Если реальный Христос выглядел совсем не так, как Его портрет на иконе, то честь, воздаваемая такому 'образу', отнюдь не переходит на 'первообраз'. И может ли на самом деле икона, изображение воображенного художником Бога помочь человеку молиться, может ли помочь молитве 'достичь' Бога? Давайте подумаем.

Молитва - это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог - это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, - нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость.

Однако, совершенно ясно, что текст письма будет лучше написан и, соответственно, воспринят адресатом, если мы будем знать х а р а к т е р того, кому мы пишем или обращаемся, если мы будем знать его личностные характеристики, знать, что он любит, а что не любит, что желает и хочет от нас, а что нет, и т.д. и т.п. Но от изображения на иконе мы не получим этой информации о той Личности, к которой мы обращаемся. Мы можем получить такую информацию, только читая Библию! Поэтому, ошибочность иконопочитания состоит еще и в том, что у человека, практикующего иконы в его религиозной жизни, легко может сформироваться ложное представление о Боге. У него формируется иконное представление Бога, каковое, во-первых, является ложным, а во-вторых, у него в подсознании вырабатывается мысль, что Бог для него как бы уже 'познан' - вот он, Бог, на иконе! Естественное религиозное желание, присущее каждому человеку, - 'познать Бога' - находит свое с у р р о г а т н о е удовлетворение, и человек перестает ощущать потребность познания истинного библейского Бога. Вот так икона и становится препятствием для входа человека в Царствие Божие! И к тому духовенству, которое проповедует иконопочитание, очевидно, вполне относятся слова Христа, сказанные Им фарисеям: 'Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете'. (Матф. 23, 13). Хорошо, ну даже допустим, что легенда о полотенце, подаренном Авгарю - не выдумка, и икона - это изображение действительного Христа. Ну, и что дальше? Что это дает и может дать для веры? Разве не сказано в Писании: 'Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего' (Матф. 7, 21) или 'Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?' (Лк. 6, 46). Когда мы просто взираем на изображение Христа, то мы можем, конечно, сказать: 'Господи, Господи', - но мы не получим абсолютно никакой информации о том, что надо делать, чтобы исполнять слова Бога. Если бы даже мы имели абсолютно достоверную фотографию Христа, то что толку-то? Ну, будем мы смотреть на эту фотографию, ну и что дальше? Может ли это что-нибудь дать нам для духовного роста? Фотография любого человека не несет абсолютно никакой информации о характере, о с л о в а х и д е л а х этого человека. Она лишь несет информацию о внешности этого человека. Но весь смысл Евангелий состоит в том, чтобы дать человеку информацию о словах и делах Христа, а не (как справедливо заметил Генри Моррис, - см. цитату выше) о Его внешности! Сколько бы мы не рассматривали фотографию или портрет Александра Дюма, мы из этого не узнаем ровным счетом ничего ни о нем самом, ни о содержании его литературных произведений. Точно также, сколько бы мы не рассматривали икону, изображающую Христа, то, даже при условии, что она передает Его действительный облик, мы не узнаем ничего ни о Нем Самом, ни о Его делах, ни о том, для чего Он жил на Земле. Если мы - верующие христиане, то мы должны поступать в нашей жизни так, как того хочет Бог, в соответствии с Его замыслом и желаниями. Но как узнать волю Божию конкретно? Посмотреть на икону? Мы не увидим на ней ровным счетом ничего для того, чтобы узнать, что же от нас требуется.

Никакой информации для наших действий и поступков икона не содержит, даже если бы на ней в действительности был нарисован сам Христос. Такая информация содержится только в Библии, только она содержит истинную информацию о Боге, и только она является истинным нашим 'руководством к действию'. ************ 3. На иконах также изображают Деву Марию и разных почитаемых Церковью святых. Тоже довольно скользкая традиция. 'Преданий', аналогичных легенде о полотенце князя Авгаря, касающихся Марии и разных святых, вроде бы нет, - то есть, видимо, подразумевается, что Дева Мария когда-то позировала какому-то художнику-иконописцу. Тогда вопрос: она что, была какая-нибудь царица или придворная дама, что позировала художнику? Или, что касается святых, - им, что, делать было больше нечего, как позировать художникам? Представляю картину: 'святой' подходит к художнику, похлопывает его по плечу и говорит: 'Слышь, брат, нарисуй-ка мою физиономию для следующих поколений. Чтоб знали, какой я был... святой!' Ясно, что если сам Христос не занимался такой ерундой, как позирование художникам (даже представить такую чушь трудно, хотя православные, склонные фантазировать о каких-то 'преданиях', не вошедших в Писание, может быть, и смогут такое допустить), то, тем более, Дева Мария и разные так называемые 'святые' не станут выпендриваться, занимаясь таким делом.

Владимир Ильич Ленин уж на что не был верующим христианином, но и то смутно понимал нескромность собственного обожествления (как известно, он не любил фотографироваться). Итак, значит, что, он был скромнее Девы Марии и христианских святых? Таким образом, ситуация с изображениями Девы Марии и 'святых' также ясна: либо (как, скорее всего, в случае с Христом) эти изображения не соответствуют реальным лицам, то есть, художник когда-то просто выдумал, что лицо такого-то 'святого' именно такое, либо, если эти 'святые' позировали художникам 'для будущих поколений', то они просто не являются действительно святыми, ибо недостаток скромности свел к нулю всю их святость. В первом случае, 'честь, воздаваемая образу' отнюдь не 'переходит на первообраз' так как данный образ не является действительно образом того 'первообраза'; во втором случае, честь, конечно, 'переходит на первообраз', да вот только этот 'первообраз' не заслужил этой чести. Из истории мы хорошо знаем, какого ментального склада люди любили увековечивать свои изображения. Чаще всего это были тираны, диктаторы и уж, по крайней мере, не люди христианских взглядов.

Вообще же, практикуемый традиционалистскими конфессиями, - православием и католичеством, - культ святых также является ересью, но это тема отдельного разговора. Можно сказать лишь, что о подавляющем большинстве действительных святых, подвижниках и мучеников за веру Христову, история не донесла до нас никаких данных. О подавляющем большинстве истинных святых мы ничего не знаем. А тех, о которых дошли какие-то сведения, мы не должны слишком 'почитать', так как это было бы несправедливо по отношению к тем, о ком сведения не дошли.

Впрочем, некоторая информация о внешности Иисуса Христа в Библии все же есть. В книге пророка Исайи (53, 2) сказано: 'И не было в Нем ни вида, ...ни величия'. То есть, о Его внешности известно лишь, что в ней не было ничего выдающегося, что как-то выделяло бы Его среди других людей. В связи с этим сразу бросается в глаза еще одна ересь икон: как правило, Христа и святых на иконах изображают с нимбами на головах. Но, спрашивается, почему тогда фарисеи и толпа приговорили его к распятию, если у Христа было такое 'доказательство' святости, как нимб над головой? На самом же деле, конечно, никакого нимба у Христа не было, ибо 'не было в Нем ни вида, ни величия'. Нимбы же на иконах Христа и святых сыграли очень плохую роль, ибо весьма сильно способствовали развитию атеистических представлений о выдуманности, сказочности, мифологичности Иисуса Христа. Ведь, как мы знаем, в реальности у людей никаких нимбов над головами нет. Все вышесказанное не означает, однако, что иконы надо сжигать, рвать и пр. Ересь заключается именно в п р е т е н з и и на то, что икона изображает некую духовную реальность, а не просто является фантазией художника - картиной на религиозную тему.

Поэтому, если относиться к иконе просто как к произведению искусства, к субъективной фантазии художника, то, конечно, тогда никакой ереси нет. Мы же не будем ругать ребенка за то, что его рисунок человечка - 'ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек' - далек от фотографического изображения или от рисунка художника-профессионала. Так и художник, когда он изображает духовный мир без претензии на его 'истинное' изображение, - как бы с согласием своего субъективизма в этой области - не слишком уж 'виноват'. Поэтому, конечно, рисовать картины на духовные темы или изображающие духовный мир - можно. Ересь начинается тогда, когда картина, изображающая духовный мир, с а к р а л и з у е т с я, - то есть, нарисованному на ней придается значение как и с т и н н о м у отражению духовной реальности. А икона, по определению, это именно такая картина и есть. Иначе говоря, если к 'Троице' Андрея Рублева относиться просто как к произведению искусства, к картине на религиозную тему, понимая, что на ней изображены лично его субъективно воображенные Лица Троицы, то, в этом случае, конечно, ереси нет. Но если кто-то начнет вдруг утверждать, что Рублев каким-то 'духовным видением', молясь и постясь, 'уловил' и изобразил действительных Лиц Троицы, то, это как раз и есть ересь иконопочитания. В иконе уже сам по себе содержится грех гордыни. Если относительно просто религиозной картины художник как бы говорит 'да, это моя фантазия, это передача моих субъективных впечатлений', то в иконе присутствует заявка-претензия на некое 'истинное' знание духовного мира, на его объективное отражение. Это не просто глубочайшее заблуждение, это прямое и откровенное попрание 2-й библейской заповеди, абсолютно недвусмысленно запрещающей изображение Бога и духовного мира вообще.

Понять и согласиться с тем, что иконопочитание есть ересь, православным мешает их принятие за аксиому, что решения Вселенских Соборов по истинности и богодухновенности равны Библии. Это чисто сектантская составляющая православия, ибо любое сектантство как раз и заключается в том, что за абсолютную истину принимаются какие-либо источники кроме Библии. А как известно, на 7-м Вселенском Соборе (2-м Никейском) в 787 году н.э. почитание икон было узаконено. Но так ли уж много оснований для того, чтобы считать решения этого собора абсолютно правильными? Почти весь VIII-й век государственная власть в Византии боролась с иконопоклонством.

Причина этого очевидна: поклонение иконам приняло такие масштабы, что для более-менее грамотного духовенства совершенно очевидной стала еретичность таких взглядов, противоречащих 2-й Заповеди и стало предельно ясно, что поклонение иконам на самом деле у в о д и т людей от библейского Бога. В 726-м году византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и Девы Марии. В 754 году преемник и сын Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено 'мерзостью', и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство. На каком основании, собственно говоря, решения этих двух соборов считаются неправильными и 'небогодухновенными', а таковыми признаются именно решения 2-го Никейского Собора? Заметим, что в борьбе между иконоборцами и иконопоклонниками характерно было то, что на стороне первых было, как правило, высшее духовенство, интеллигенция и, вообще, более образованные, знающие Писание, люди; в то время как на стороне вторых обычно выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество, - то есть, люди, чисто номинально считающие себя христианами, а на самом деле таковыми не являющиеся. Чисто политически в этой борьбе победили иконопоклонники, на 2-м Никейском Соборе их оказалось большинство. Они, скажем так, оказались 'большевиками' на этом соборе. И, если критерием истины мы считаем не мнение Бога (о котором по любому вопросу можно всегда узнать из Библии), а мнение большинства из присутствующих на каком-либо собрании (съезде, соборе и пр.), то чего тогда мы ругаем большевиков-коммунистов? Да, ересь иконопочитания в византийской церкви победила. Но, так как христианство в Византии было государственной религией, эта ересь в результате получила всеобщее беспрепятственное распространение и внесла достаточно весомый вклад в увод людей от истинного библейского Бога, что, в свою очередь, в дальнейшем и привело к политической гибели Византийской империи как государства. Любое государство погибает тогда, когда количество заблуждений, ересей и ошибочных мнений в головах его граждан становится чересчур велико и начинает превышать некоторое 'критическое' значение.