Подобные работы

История экономики

echo "Множество самобытных цивилизаций. У каждой цивилизации отсутствовала религия. Человек был с гармонией с природой, чувствуя себя творцом, её преобразователем. Основа экон . жизни сельское хоз-в

Исторические условия возникновения кейнсианства и его место в мировой экономической мысли

echo "Западная экономическая теория рыночного развития выступала с неоклассическим направлением, которое продолжало определять специфику второго классического положения. Но со временем ситуация кардин

История развития товарных отношений

echo "Центры торговли постепенно превращались в города. Благодаря желанию поддержки товарных отношений с другими государствами быстрее развивалось судоходство. Нужда фиксировать торговые сделки подто

Банки в России: исторический экскурс

echo "Иваньковская община (по уставу Новгородской церкви св. Иоанна на Опоках) занималась денежными операциями (формирование собственного капитала за счет вступительных взносов купечества, прием вкла

История экономических учений

echo "Экономическая наука стала самостоятельной, так как появились самостоятельные экономические работы. Меркантилизм – богатство общества это деньги. XVI век – ранний М. (монетаризм) - политика на у

Адам Смит как основатель экономической науки

echo "Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы. Адам Смит родился в апреле 1723г. в городе Керколди в Шотландии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (с 1

Кейнсианские и неокейнсианские теории экономических циклов

echo "Согласно этим теориям, из-за воздействия случайных импульсов на экономическую систему происходит цикличный отклик, затухающий со временем. Однако бизнес-циклы возникают вновь, как следствие поя

История экономических реформ в России

echo "Феодалы являлись господствующим классом. Крестьяне, жившие на земле феодала, находились, помимо экономической, еще и в личной зависимости. Своим трудом и и собственным инвентарем крестьянин обр

История экономических реформ в России

История экономических реформ в России

Феодалы являлись господствующим классом.

Крестьяне, жившие на земле феодала, находились, помимо экономической, еще и в личной зависимости. Своим трудом и и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую; урожай с которой целиком поступал феодалу. кроме того, крестьяне платили феодалу оброк; натуральный, в виде продуктов труда, или денежный. Три вида феодальной рентыотработочная, продуктовая и денежная - были главными формами эксплуатации крестьян на протяжении всего средневековья.

Крестьянин в феодальную эпоху имел свое хозяйство, он был самостоятельным мелким производителем.

Наличие собственного хозяйства (земельного надела, дома, рабочего скота, инвентаря) создавало у крестьянина, в отличие от раба, известную заинтересованность в производстве, что и составляло главное преимущество феодальных производственных отношений по сравнению с рабовладельческими, поскольку такая заинтересованность позволяла в конечном счете увеличить производство и накопление продуктов труда сверх лично необходимого. Но помимо экономической существовала и личная зависимость. Формы и степень такой зависимости были самыми разнообразными, начиная от полного закрепощения и заканчивая одним лишь обязательством денежной выплаты.

Особенностью феодального строя является также зависимость одних феодалов от других, связанная со структурой землевладения. Одни феодалы находились в зависимости от других, более могущественных, предоставляющих им землю и оказывающих защиту, но взамен требующих несения службы, главным образом военной.

Зависимые феодалы назывались вассалами, более крупные землевладельцы - их сюзеренами. Таким образом, феодалы представляли собой своеобразную иерархическую организацию, вершиной которой признавался монарх. Как и в рабовладельческих государствах, в феодальных, кроме собственников средств производства и зависимых от них производителей, существовали и другие группы людей, к которым относились лично свободные горожане (купцы, ремесленники и т.д.), служители церкви, свободные крестьяне.

Существенной особенностью феодального государства является установление сословных делений и предоставление светским и духовным феодалам ряда наследственно закрепленных привилегий в области исключительного права на обладание землей и на занятие вьющих должностей в аппарате управления государством, его вооруженных силах и системе правосудия.

Основной внутренней функцией феодального государства была охрана и развитие феодального способа производства, в том числе путем удержания в подчинении крестьянства и ремесленников. Так же, как и во времена рабовладения, одним этим, то есть подавлением свободы непосредственных производителей, внутренние функции государства не исчерпывались.

Государство также осуществляло организацию денежного обращения на своей территории, сбор налогов и другие функции.

Аналогичным образом, сходными остались и внешние функции - оборона от нападения извне, ведение завоевательных войн по отношению к другим государствам и народам, дипломатические и торговые отношения с ними в дни мира. Формы феодального государства достаточно разнообразны.

Типичной формой феодальных государств была монархия. В европейских странах она прошла, как правило, следующие этапы развития : • раннефеодальная монархия, • сословно-представительная монархия, • абсолютная монархия.

Раинефеодальная монархия - это форма государства в период феодальной раздробленности. Она характеризуется слабостью центральной (королевской) власти, наличием на территории государства многих самостоятельных либо полусамостоятельных государственных образований - герцогств, княжеств и т.п. во главе с представителями феодальной аристократии.

Сословно-представительная монархия характерна для периода преодоления феодальной раздробленности. В сословно-представительной монархии центральная власть усиливается и пытается опереться не только на дворянство из числа мелких и средних феодалов, но и на зажиточные слои городского населения.

Сословно-представительная монархия характерна еще и тем, что при ней наряду с монархом существует сословно-представительное учреждение с ограниченной компетенцией, как правило, преимущественно в области налоговых и финансовых вопросов.

Абсолютная монархия - последняя из перечисленных форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит монарху.

Абсолютная монархия относится к периоду, когда создание больших централизованных феодальных государств уже завершается, начинается разложение феодализма как строя и внутри него зарождаются капиталистические производственные отношения. Одной из форм феодального государства являлась также средневековая республика, существовавшая преимущественно в так называемых “вольных” городах, то есть городах, свободных от власти монарха.

Примерами могут служить Генуя, Венеция, Флоренция, Великий Новгород и Псков.

Власть в этих городах принадлежала городской аристократии. Тем не менее, каждое из феодальных государств, независимо от формы правления, осуществляло государственные функции и имело, соответственно, государственный аппарат как совокупность органов, реализующих эти функции. В связи с преобладанием потребности внутреннего подавления крестьянства, особое место в феодальном государственном механизме занимали вооруженные силы и репрессивные органы.

Верхушку и основное ядро всех звеньев государственного механизма составляли феодалы.

Следует отметить также, что могущественной силой в феодальном государстве была церковь, причем не только идеологически, но и политически, осуществляя отдельные государственные функции.

Наиболее ярким примером тому может служить деятельность католической церкви в Западной Европе.

Экономический базис феодального общества был определяющим не только для политической структуры феодального государства, но и для феодального права, сутью которого являлась возведенная в закон воля экономически господствующих лиц.

Феодальное право можно охарактеризовать как сословное право, рассматривавшее применение силы в качестве правомерного способа осуществления интересов федоалов или разрешения споров между ними.

Феодальное право носило, как правило, религиозный характер и имело тесную связь с нормами религиозной морали.

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодально-го общества.

Складывание в Древнерусском государстве крупного землев-ладения - вотчин - в условиях господства натурального хо-зяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными произ-водственными комплексами, экономические связи которых ограни-чивались ближайшей округой.

Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической за-висимости земледельческого населения. Но в XI - XII вв. имев-шиеся классовые антогонизмы носили в основном локальный харак-тер; для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства.

Данные усло-вия делали крупных землевладельцев - бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти.

Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел террито-рии Киевской Руси между различными членами разорившейся кня-жеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занима-ли, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объек-тивно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках развития экономики и культуры. I Причины и сущность а) Смена раннефеодальной монархии.

Феодальная раздробленнсоть новая форма государственной политической организации Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии.

Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу.

Феодальные республики не случайно сложились в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и культурными традициями. б) Разделение труда. В результате развития производительных сил и общественного разделения труда старые племенные центры и новые города превратились в экономические и политические центры. С “окняжением” и “обояриванием” общинных земель в систему феодальной зависимости вовлеклись крестьяне.

Старая рода-племенная знать превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями феодалов корпорации земельных собственников. в) Усиление политической власти местных князей и бояр. В пределах небольших государств-княжеств феодалы могли эффективно защищать свои интересы,с которыми мало считались в Киеве.

Подбирая и закрепляя за своими “столами” подходящих князей,местная знать заставлялаих отказаться от взгляда на”столы” как навременное для них кормление. д)Русь в середине XI века. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя. У каждого из них была та или иная “отчина”, свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положениево всех княжеских центрах и в самом Киеве.

Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава временем феодальной раздробленнсти, но это нельзя признать правильным, так как настоящая феодальная раздробленность наступаеттогда, когда кристаллизируются отдельные земли, выростают большие города, возглавляющие эти земли, когда в каждом суверенном княжестве закрепляется своя княжеская династия. Все это появилось на Руси только после 1132 г., а во второй половине XI в. все было переменчиво, не прочно и неустойчиво.

Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы. К внутренним противоречиям добавилось вторжение новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяивами степей.

Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские свары,- это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса.

Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев.

Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была безусловно прогрессивной.

Утрата государственного единства Руси ослабляла и разъединяла её силы перед лицом возраствшей угрозы иноземной агрессии и прежде всего степных кочевников.Всё это предопределяло постепенный упадок Киевской земли с XIIIвека. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Черниговская, Смоленская, Новгородская и другие. II Социально-экономическое развитие. 1. Сельское хозяйство. а) Общая зарактеристика.

Основой хозяйства в русских землях оставалось пашенное земледелие.

Соединение земледелия со скотоводством,сельскими промыслами и подсобным домашним ремеслом обуславливало натуральный ха рактер крестьянского и феодально-вотчинного хозяйства, в которых производственный цикл работ повторялся ежегодно. Связи крестьянского и вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер и не являлись необходимым условием простого с/х воспроизводства.

Материально-производственную основу феодального хозяйства состовляли труд зависимых крестьян и холопов и взимаемая с крестьян продуктовая рента. б) Преимущества вотчин.

Феодалы продолжали сохранять за собой организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства. В крестьянских хозяйствах, развитие производительных сил тормозилось их парцеллярностью и рутинностью наследованной от прадедов техники.

Крупная вотчина имела больше возможностей для организации многоотраслевого пашенно-промыслового хозяйства, расширения пашни, внедрения двухи трехпольных систем севооборота, приобретения более дорогих и качественных орудий труда, изготовлиемых городскими ремесленниками.

Наконец, стремление феодально-зависимых крестьян оставить себе (после уплаты феодальной ренты ) большую часть произведенного ими прибавочного продукта вынуждало их увеличивать доходность своего хозяйства интесификацией труда, совершенствованием производственных навыков и самого производственного процесса.

Известно до 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря.

Большое распространение получала паровая система севооборота, увеличивавшая, по сравнению с подсеком и перелогом, площадь пахоты и уменьшавшая угрозу полного неурожая. В огородничестве, а затем и на пашне начинает входить в практику удобрение почвы навозом.

Однако урожайность полей оставалась невысокой - “сам-полтора”, “сам-два”, “сам-три” в средние урожайные годы. В XII-XIII вв. растет площадь окультуренной земли, особенно в результате усиления колонизации закабаляемыми крестьянами новых земель, стремившихся вырваться из феодальной зависимости уходом на “вольные” земли. в) Феодальное землевладение.

Феодальное землевладение продолжало расти и развиваться преимущественно в форме крупных княжеских, боярских и церковных вотчин.

Сведений о наличии и развитии в XI-XII вв.условного феодального землевладения типа позднейшего повсеместного служилого землевладения пока не обнаружено.

Служилым вассалам, составлявшим “дворы” князей (служилые бояре, дружинники, лица из вотчинной администрации), давались на службу земли на вотчинном праве или же кормления - право на держание городов или волостей и получение с них доходов. г) Закабаление крестьян.

Основная масса крестьян - общинников еще оставалась лично свободной и хозяйствовала на государственных землях, верховным собственником которых считался князь (будущие “черные” земли), уплачивая феодальную ренту в виде “даней”. Решающую роль в закабалении крестьянобщинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов.

Вовлечение крестьян-общинников в личную феодальную зависимость достигалось и через их экономическое закабаление.

Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились закупами, рядовичами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди.

Челядь жила во дворах феодалов и по их вотчинным селам и включала в себя как полных (“обельных”) холопов, так и различные категории зависимых лиц, правовое положение которых приближалось к холопскому.

Разнообразие терминов, прилагавшихся к сельскому населению того времени (“люди”, “смерды”, “изгои”, “сироты”, “прощеники”, “закладники”, “закупы”, “рядовичи”,”челядины”), отражало сложность процесса образования класса феодально-зависимых крестьян, различия в путях вовлечения их в феодальную зависимость и степень этой зависимости. д) Эксплуатация крестьян.

Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через взимание с них продуктовой ренты и - в меньшей степени - через отработки в господском хозяйстве.

Соотношение места и роли этих рент в феодальных хозяйствах зависело от местных условий хозяйствования, от степени зрелости феодальных отношений.

Продолжал сохранять свое значение в феодальном хозяйстве и труд холопов, выполнявших работу по домашнему хозяйству феодала, в вотчинном ремесле, в обработке небольших тогда площадей барской запашки.

Вместе с тем росло число холопов, сажаемых феодалами на землю.

Вооруженные отряды дворовых холопов составлялидружины бояр. е) Итог.

Важнейшим итогом развития феодального хозяйства в XII-XIII вв. являлась кристаллизация его основных черт как натурального хозяйства, основывающегося на эксплуатации лично зависимых крестьян, наделенных средствами производства и ведших свое хозяйство на надельной земле. 2. Город и ремесло в XII-XIII веках. В результате дальнейшего развития общественного разделения труда, продолжавшегося отделения ремесла от земледелия и роста торгово-рыночных связей быстро растет число городов и укрепленных поселений, которых к середине XIII в. по летописным сведениям насчитывалось до 300. Из деревенского ремесла, носившего подсобный сезонный характер выделились в первую очередь ремесленные специальности, технология и сложные орудия труда которых требовали профессионального мастерства и значительной затраты времени, а изделия могли быть использованы для товарообмена.

Крестьяне, овладевшие сложными ремесленными специальностями, могли скорее и легче вырваться из феодальной зависимости уходом (или бегством) в города, так как земледелие не являлось для них единственным источником существования. а) Складывание рыночных связей.

Развитие русского ремесла накауне татаромонгольского нашествия являлось основой складывания рыночых связей, создания местных рыночных центров, связывавших город с сельской округой.

Сосредоточение в городах ремесленников - профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII-XIII вв. уже насчитывалось до 60 ремесленных специальностей.

Высокого совершенства достигли русские мастера в технологии обработки металлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных; тончайшего литья и чеканки изделий.

Основная масса городских ре месленников работала на заказ, но часть их продукции поступала на городской рынок, с ко торым были связаны близлежащие сельские ок руги.

Наиболее квалифицированные мастера крупнейших ремесленных центров наряду с работой на заказ работали уже и на рынок, становясь мелкими товаропроизводителями, изделия которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии,Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в половецких степях. В ряде городов этих стран имелись особые дворы и улицы русских купцов, продававших и обменивавших изделия русских ремесленников ( мечи, доспехи, ювелирные из делия, знаменитые “русские замки” и др.). В свою очередь в русских городах появляются “дворы” иноземных купцов.

Расширение внешних торговых связей находило отражение в заключении крупнейшими русскими торгво - промшленными центрами ( Новгород, Смоленск, Полоцк и др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли. б) Городское население.

Приток в города деревенских ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование в них под стенами “детинцев” тогово - ремесленных посадов качественно изменили социальную структуру и облик русских городов.

Русский город в XII-XIII вв. был уже сложным социальным организмом, в котором были представлены все слои феодального общества.

Основную массу населения городов составляли “черные”, “меньшие” люди - мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальные “наймиты” и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы (“убогие люди”) - средневековый люмпен-пролетариат.

Значительную группу составляла челядь, жившая во дворах феодалов.

Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов). в) Купеческие объединения. В крупных торгово - ремесленных городах создаются ремесленные и купеческие объединения с выборными старостами во главе, со своей “казной” и своими патрональными церквами (“улицы”, “ряды”, “сотни”, “братчины”, “обчины”). Ремесленные объединения создавались по территориально - профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города.

Купеческие объединения складывались по типу западно - европейских купеческих гильдий. Так в Киеве было объединение купцов - “гречников”, ведших тор-говлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объеденением было знаменитое “ Ивановское сто” купцов - вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную церковь Ивана Предтечи на Опоках. г) Торгово - ремесленная знать. В сословном отношении торгово - ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской фео дальной знати, державшей в своих руках город ское управление, суд, руководство городским ополчением, опутывавший городской плебс ростовщическими кабалами, взимавший с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами и участками в обширных боярских усадьбах.

Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях. д) Вечевые собрания.

Расцвет вечевых собраний в XII-XIII вв. связан с возросшей ролью городов и городского населения в политической жизни княжеств.

Внешне вечевые собрания представляли собой своеобразную форму феодальной “демократии”, исключавшей, однако, решающее участие в управлении городского плебса.