ИталияДревне греческие, этрусские и местные художественные традиции легли в основу иск-ва Рима Древнего, к-рое развивалось на территории Италии с 5 в. до н. э . до 5 в. н. э . С падением Римской империи (476) и утверждением христианства в Италии началось формирование средневекового искусства, основанного на позднеантичных традициях, а также на воздействии искусства Византии и многочисленных варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.), вторгавшихся в Италию. В 4—6 вв. в Риме и других городах Италии сооружались 6азилики, великолепием убранства не уступавшие другим римским императорским постройкам ( Сан-Джованни ин Латерано , Сан-Паоло фуори ле Мура-в Риме), а также центричные культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне). Храмы украшали многоцветные мозаики (церковь Санта-Костанца в Риме). Светотеневая моделировка и жизнерадостная красочность ранних мозаичных циклов, основанная на традициях античной художественной культуры, постепенно уступили место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобрели торжественную отвлечённость (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне). В скульптурной резьбе долгое время сохранялись традиции позднеантичной орнаментики (капители колонн, алтарные преграды и пр.), В 8—10 вв , ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии. Здесь сооружались базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены которых членились лопатками глухими аркадами и аркатурными фризами; рядом с базиликами строили колокольни (т. н. кампанилы ; южная башня церкви Сант-Амброджо в Милане). Получили развитие плоскорельефная орнаментная резьба и ювелирное иск-во , глубина обработки, художественная инкрустация, в которых заметно воздействие культур варварских народов. В условиях феодальной раздробленности страны романский стиль (11—13 вв.) приобретал в Италии многообразные местные черты. В Северной и центральной Италии получили распространение 3-нефные базилики (нередко с двориком-атрием; церковь Сант-Амброджо в Милане), западные фасады которых членились аркадами и «карликовыми» аркадными галереями или украшались мраморными крыльцами-порталами с балдахинами на колонках, опирающихся на стилизованные фигуры львов (церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне). В Тоскане возводили постройки т. н. инкрустационного стиля с полихромной мраморной облицовкой наружных стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции). Изяществом и богатством декора отличается соборный комплекс в Пизе (баптистерий, собор и кампанила ). В романских постройках Сицилии своеобразно сочетались формы византийского, арабского и нормандского зодчества (соборы в Чефалу , начат в 1131, и Монреале), Своеобразным вариантом византийского крестово-купольного храма является монумент, 5-купольный собор Сан-Марко в Венеции поража ющий великолепием внутреннего убранства (мраморная облицовка, мозаики и пр.), Облик большинства городов Италии сложился в 11-13вв., в период их интенсивного развития. В это время строились подчинённые рельефу местности гор, укрепления, похожие на крепости каменные дома-башни (в Бопонье , Сан-Джиминьяно ), здания ратуш и соборов со стройными кампанилами (в Бергамо , Бреше ). Скученная застройка средневековых городов имела идущую от античности регулярную (Флоренция, Болонья, Верона) или нерегулярную (Сиена, Венеция) планировку и группировалась вокруг центральной (обычно соборной) площади. В скульптуре романского периода традиции орнаментальной «варварской» резьбы постепенно сменились стремлением к ясности и ритмичной расчлененности изображений. Романская скульптура получила особое развитие в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене , около 1106, мастер Вилиджельмо , бронза дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне), В Тоскане скульптура на фасадах и в интерьерах соборов органически сочеталась с полихромной мраморной инкрустацией; в Риме выделялись работы мраморщиков из семей Космати и Вассаллетти (12—13 вв.). Во фресковой живописи и в мозаиках 11—12 вв. византийской композиционной схемы нередко сочетались с наивной повествовательностью, грубоватой выразительностью образов (фрески ниж . церкви Сан-Клементе в Риме, около 1100; мозаики соборов в Чефалу , 2-я половина 12 в., Торчелло , 12 - 13 вв., и Сан-Марко в Венеции). В итальянской иконописи, получившей развитие в 13 в., традиции византийского искусства с характерной для него эмоциальной выразительностью и изысканностью линейного ритма и колорита соединяются со стремлением к живости наглядности и человечности образов (алтарные образы Чимабуэ ). В середине 13 в., гл. обр . в Тоскане, складывается иск-во Проторенессанса. Его родоначальниками в скульптуре были Никколо Пизано (рельефы кафедры пизанского баптистерия), Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, в живописи— рим . живописец П, Каваллини и флорентиец Джог-то (фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуре ). В алтарной и монументальной живописи Сиены 13-14 веков проторенессансные черты, выраженные в стремлении к жизненной убедительности мира, ужи вапись с традициями итало-византийского иск-ва и франц . готические миниатюры ( Дуччо , Симоне, Мертини , братья Лоренцетти ). В живописи болонских мастеров острая готич . характерность образов сочеталась со смелым введением конкретных жизненных деталей (фрески Кампосанто в Пизе, произведение альтикьеро и аванцо в Падуе). Готический стиль, лишь частично воспринятый итальянской архитектурой, получил распространение в конце 13-начало 14 вв. Отд. декоративные мотивы готики придают романским по духу гор, постройкам (Палаццо Публико во Флоренции) динамическую остроту и декоративное изящество. Вертикализм архитектуры членений и богатый скульпт . декоративных фасадов готических церквей уравновешеваеся ясной соразмерность горизонтальных членений (соборы в Сине и Орвието ), спокойной протяженностью просторных интерьеров (церковь Сан-Петронио в Болонье, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции ). Ажурные стрельчатые галереи и узорные завершения окон в сочетании с нарядной полихромией в мраморной облицовке фасада придают светскую праздничность дворцам Венеции. Искусство Возрождения в Италии, ознаменовавшей переломный момент в культурном развитии Европы, переживало яркий расцвет в 15-16 века. В итальянском искусстве этого периода чувственное осознание красоты и поэзии земного бытия сочеталось с поисками научно обоснованных приемов и средств изображения окружающего мира. Изучение и творческое переосмысление традиций античного искусства, а также утверждение гуманистических идеалов времени сыграли исключительную роль в сложении системы художественных взглядов и формального пластичного языка искусства. В архитектуре Раннего Возрождения (15век), особенно в творчестве Ф. Брунеллески и Л.Б. Альберти по-новому осознанная античная ордерная система (см, Ордера архитектурные) была положена в основу ритмичной и структурной организации зданий. Ясность ордерных членений фасадов, ислользование портиков и лоджий, внутренних дворов с аркадными галереями создают ощущение лёгкости пространств и свободы (постройки Лучано Лаураны , Микелоццо , Б, Росселлино и др.). К 15 в, относятся и первые опыты ренессансного градостроительства ( анс , г, Пиенца , строился по планам архитектора Росселлино с 1459). Скульпторы Раннего Возрождения (Л, Гиберти Донателло, Якопо делла Кверча , Дезидерио да Сеттиньяно , Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа ), в совершенстве овладев искусством объёмно-пространственной моделировки форм и закономерностями структуры человеческого тела, перспективным построением рельефной композиции стремились к воплощению ренессансного идеала совершенной, гармонически развитой личности (портретные бюсты, надгробия, статуи, конные монументы). Живопись Раннего Возрождения, обладая поэтичной целостностью восприятия мира, развивалась в рамках местных художеств, школ. Жизненная правдивость, ясность и мужественность образов (работы Мазаччо, Андреа дель Кастаньо , А. Ман-теньи , Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с поэтичной сказочностью и праздничным декоратизмом ( Беноццо Гоццоли , К. Кривеллли , Паоло Уччелло ), с утончённой лирической созерцательностью ( Фра Анджелико , Филип-по Липпи , Сандро Боттичелли) и подробным сюжетным повествованием, изобилующим бытовыми деталями и картинами повседневного быта (Д, Гирландайо , Джованни Беллини), стремлением к поэтичному воссозданию величеств, картины мира (Пьеро делла Франческа, В, Карпаччо и др.), В эпоху Возрождения получили развитие гравюра, медальарное искусство, театр.-декорационное и декоративно-прикладное иск-во . Борьба за утверждение гуманистических идеалов приобретает героический характер в период Высокого Возрождения (кон, 15—1-я четв . 16 вв.). Ставшее выразителем общенациональных патриотических идей, иск-во этого периода обладало исключительной силой общественного звучания. Для архитектуры Высокого Возрождения характерны поиски совершенной композиции центрич . сооружения (Д. Браманте ), многообразие пространственных решений, ясная пропорциональность архит . членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте , Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.). Для изобразительного иск-ва Высокого Возрождения характерно стремление к созданию классически совершенных, идеально-возвышенных образов, выражающих гуманистическое представление о человеке как центре мироздания. Наличие ярких творческих индивидуальностей придаёт иск-ву этого периода не6бычайную широту и многогранность: психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи, с их тончайшей игрой воздушной светотени, драматизм и героика образов Микеланджело, существуют рядом с возвышенной гармонией произведений Рафаэля, эмоциональной тонкостью и чувственным красочным полнокровием живописи Джорджоне и Тициана. Со 2-й трети 16 вв период общего кризиса гуманистической культуры Возрождения и наступления феод. реакции развивалось драматич . и субъективно утончённое иск-во маньеризма (живописцы Понтормо , Пармиджанино , А. Бронзино , скульпторы Б. Челлини , Джамболонья ). В период Позднего Возрождения драматического противоречия эпохи с позиций гуманизма осмысливания Тициан, Микеланджело, Якопо Тингоретго ; в работах венецианских мастеров усиливалось стремление к раскрытию сложных взаимосвязей человека с природой, обществ. и 6ытовой средой ( Паоло Веронезе, Я. Бассано ). В архитектуре Италии 2-й половины 16 в, идеалы Возрождения сохраняются и получают развитие в классич . формах построек А. Палладио ; маньеристич . тенденции проявляются в работах Джулио Романо , Дж. Вазари, Интерес архитекторов Позднего Возрождения (Г, АлессИтали Дж, Виньола ) к пространств. развитию композиции Аинамич , связи зданий с гор, и ландшафтной средой получил развитие в архитектуре 6арокко. Иск-во барокко формируется в Италии на рубеже 16-17 вв. и переживает расцвет во 2-й трети 17 в. Арх-ре этого времени свойственно стремление к театральности форм, грандиозным масштабам построек, к напряжённой динамич , организации внутр , пространстваСложные планы зданий и венчающих их куполов, зрительно увеличенных иллюзи - онистич . живописно-декоративными эффектам и изогнутые криволинейные очертания фасадов, разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической изменчивости форм (постройки Л. Бернини, Ф, Борромини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине). Барочные принципы оказали влияние на градостроительные ансамбли 17— 18 вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в середине 18 в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли , А. Галилеи и др.). Изобразительное искусство Итальянской эпохи барокко (17—18 вв.) представляет со6ой сложное переплетение разнообразных тенденций. С конца 16 в. в иск-ве болонской школы были сформулированы формально-отвлеченные принципы академизма. Им противостояло тв-во Караваджо, придававшего сценам реальной жизни пластичную осязаемость и героическую монументальность, способствовавшего становлению реализма в европейских художественных школах 17 в. Расцвет скульптуры барокко в Италии связан с Бернини, произведения которого отличаются стремительной динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием с архитектурой, Крупнейшими мастерами монументальной живописи барокко были Пьетро да Кортона , А. Поццо , Л. Джордано , произведения которых свойственны смелые лерспективные построения и иллюзионистические эффекты. Бытовой живописи 17—18 вв. присущи поэтическая приподнятость и драматичная острота (Д. Фетти , Б. Строцци , Дж. Креспи ). В пейзажах часто проявляется дух романтического бунтарства (С. Роза, А. Маньяско ). Особое место в иск-ве Италии 18 в. занимала венецианская школа, живопись к-рой сохраняла праздничный, жизнеутверждающий характер (росписи Дж. Тьеполо, жанр. композиции Дж. Б. Пьяццетты и П. Лонги). Здесь получил развитие архитектурный пейзаж, т. н. ведута (Дж. А. Каналетто и Б. Беллотто ). Поэтичные пейзажи Ф. Гварди предвосхищали пленэрные искания живописцев 19 в.. Гравюры Дж. Б. Пиранези отразили усиление классицистиеских тенденций. В арх-ре Итали начала 19 в. получили развитие принципы классицизма. Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) реконструировались в классицистическом духе. Классицизм в изобразительном искусстве отсталой феодальной Италии был лишён гражданств. пафоса и приобрёл академичный характер (скульптура А. Кановы ). С подъёмом национально-освободительного движения в живописи сложилось романтическое направление (портреты и исторические сцены Ф. Айеса , жанровой композиции братьев Индуно ). В живописи неаполитанских мастеров (т.н. школа Позиллипо ) усилились пленэрные искания. В живописи Тосканы 1860-х гг. сложилось реалистическое направление (сцены национально-освободительной борьбы, портре-ты и пейзажи живописцев Т. СиньоринИтали Дж, Фаттори , прозванных маккьяйоли , бытовые сцены С. Леги ). Влияние импрессионизма проявилось в творчестве живописца Дж. Де Ниттиса и скульптора М. Россо . После объединения страны (1870), усиления развития промышленности развернулось широкое строительство, особенно в промышленных и портовых городах (Турин, Милан, Неаполь), начались градостроительные работы в Риме. В архитектуре проявились тенденции эклектизма. Разочарование в результатах национально-освободительного движения и недовольство укладом жизни капиталлистичекого общества нашли отражение в направлении веризма, сложившегося в конце 19 в. (скульптор В, Вела). В искусстве Италии 20 века прогрессивные художественные тенденции прокладывали себе путь в напряжённой борьбе с господствующими офиц . и модернистскими течениями. В арх-ре начала 20 в. сложился стиль «модерн» с характерными для него причудливостью композиции и вычурностью декора (арх. 3. Базиле и Р. Д' Аронко ). Получила распростраиение утопическая, но не лишённая, рациональности градостроит . идей «футуристическая архитектура» (архитектура А. Сант-Элиа ). В период фашисткой диктатуры (1922--43) в арх-ре Италии сложился неоклаесицизм со свойственными ему чертами ист . стилизаторства и холодной парадностью (М. Пьячентини ). В борьбе с офиц . направлением оформилось течение рационализма (постройки Дж. Микелуччи и Дж. Терраньи ). Использование современных строительных материалов, смелые конструктивные и пространственные решения, инженерная логика и эстетическая выразительность архитектурных форм отличают итальянскую архитектуру 50-70-х гг , (постройки Дж. Понти и П. Л. Нерви в Риме и Милане). Интересны работы группы БПР, в постройках которой современные архитектурные формы сочетаются с нац . традициями. Современное градостроительные задачи решаются с учётом исторически сложившейся застройки итальянских городов. Обычно новые жилые массивы возникают на их окраинах. Принципы органической архитектуры с присущей ей игрой свободно сопоставленных пластических объёмов часто используются при строительстве частных вилл. В начале 20 в. итальянские живописцы т. н. парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали портреты и ню, в которых выражали своё субъективное, меланхолическое восприятие мира. Представители футуризма, сложившегося в Италии в начале 1910-х гг., стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи (живописец и скульптор У. Боччонни , живописцы К. Карра , Дж. Северини и др.). В работах мастеров 'метафизической живописи' (конца 1910-х-начала 1920-х гг. проявились неоклассические тенденции (натюрморты Дж. |