Подобные работы

Рынок ценных бумаг

echo "Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Состояние и перспективы рынка ценных бумаг в России

echo "Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г. Условия выпуска и основные правила были определены Высочайшим указом

Доходность акций и её расчёт

echo "Доходность – отношения дохода к затратам, оценивается в %. Инвестиции в акции являются разновидностью финансовых инвестиций, т.е. вложением денег в финансовые активы с целью получения дохода – д

Основные термины по ценным бумагам

echo "Основные термины мы рассмотрим ниже. Основные термины Ценная бумага – долговое обязательство эмитента перед инвестором, составленное и выпущенное в строгом соответствии с законами страны 'О цен

Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

echo "Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование – это подчинённо

Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р.ц.б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём: - эмиссионные; - посреднические; - инвестиционные; - спекулятивные; - залоговые; - трастовые и т.п.

Регулирование р.ц.б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели: - поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; - защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; - обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; - в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.; - воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу; отбор профессиональных участников рынка; современный р.ц.б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников.

Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг Принципы регулирования российского р.ц.б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р.ц.б.

Основные принципы: 1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками; 2. Выделение из всех видов ц.б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован.

Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке; 4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия; 5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом; 6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность; 7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую историю и традиции.

Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным.

Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка 'с центра поля', необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка; 8. Оптимальное распределение функций регулирования р.ц.б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями). 3. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг Государство на российском р.ц.б. выступает в качестве: эмитента при выпуске государственных ценных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий. профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование р.ц.б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Прямое или административное управление
Косвенное или экономическое управление
Формы государственного управления рынка Прямое или административное, управление р.ц.б. со стороны государства осуществляется путём: установления обязательны требований ко всем участника р.ц.б.; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности на р.ц.б.; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление р.ц.б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них); денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли). Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась. На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р.ц.б.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р.ц.б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ); Министерство финансов РФ (Минфин); Центральный банк РФ (ЦБ); Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор. ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р.ц.б.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц.б. корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц.б., осуществляет выпуск государственных ц.б. и регулирует их обращение. ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц.б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р.ц.б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р.ц.б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц.б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р.ц.б. страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р.ц.б.: Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.); Закон 'О банках и банковской деятельности' (1990 г.); Закон 'О Центральном банке Российской Федерации' (1995 г.); Закон 'О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР' (1991 г.); Закон 'О товарных биржах и биржевой торговле' (1992 г.) Закон 'О валютном регулировании и валютном контроле' (1992 г.); Закон 'О государственном внутреннем долге Российской Федерации' (1992 г.); Закон об акционерных обществах (1996 г.); Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.); Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг; постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. 4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р.ц.б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. Права саморегулируемой организации: разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке; осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке; контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов; информационная деятельность на рынке; обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников. До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Заключение Регулирование р.ц.б. – упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.