Стандартизация в зарубежных странахРассмотрим подробнее деятельность таких институтов, в таких развитых странах, как СЩА, Великобритания, Франция, Германия , Япония. 1. Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST) National Institute of Standards & Technology . Эта организация координирует работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководит деятельностью организаций, разработчиков стандартов, имеющей в своей компетенции возможность придания стандарту статуса национального. NIST стандарты не разрабатывает, а утверждает национальные стандарты и основная задача этого института именно решение проблем общенационального масштаба (защита природы, условий труда, экономии ресурсов, и прочее). NIST занимается целевыми программами планирования , а стандартами на готовую продукцию занимаются фирмы и их нормативные документы. Национальные стандарты содержат обязательные к выполнению требования , касающиеся аспектов безопасности. Наряду с обязательными стандартами действуют технические регламенты, утверждаемые соответствующими министерствами и ведомствами. Если фирменные стандарты учитывают или превосходят требования национальных, то они могут автоматически стать национальными. Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, имеющие соответствующую аккредитацию NIST. Перечислим некоторые из этих организаций: o Объединение испытательных лабораторий страховых компаний Общество инженеров автомобилестроителей (SAE) Общество инженеров механиков (ASME) Американский транспортный департамент (DOT) И другие… Остается лишь упомянуть источники финансирования NIST. Финансирование ведется из взносов организаций-членов, фирм-членов, разработка специальных программ по заказам заинтересованных организаций, а также от продажи различных печатных изданий. 1. Британский институт стандартов. (BSI) Britain Standardization Institute. Создан институт в 1901 году по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, -электриков, -металлургов. Организация эта независима и подчиняется Уставу пересмотренному в последний раз в 1981 году. Основные функции BSI – координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов. Скажем вкратце о бюрократическом аппарате. В штате 1300 человек, куда входят коллективные и индивидуальные члены; BSI подразделяется на структуры: Высший законодательный орган, высший исполнительный орган и Совет директоров, решающий общие вопросы управления. Но основные рабочие органы BSI – технические комитеты. Курируют работу последних комитеты по стандартизации , в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Главная задача этих советов – представлять интересы изготовителей , потребителей и всех других заинтересованных лиц в конкретной области. Рассмотрим процедуру разработки нормативного документа. Процесс начинается с получения заказа от любых заинтересованных организаций. Каждое предложение рассматривает Управляющий совет, который при положительном решении поручает соответствующему техническому комитету разработать проект стандарта. Технический комитет в своей работе обязан руководствоваться организационно-методическим британским стандартом BS-O (британская система стандартов) Если аспект стандартизации представляет интерес для правительства, то в качестве консультанта в работе комитета могут принимать участие уполномоченные члены от правительства. Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным сторонам, а окончательный проект поступает в соответствующий комитет по стандартам, который имеет право разрешать публикацию нормативного документа. Если разрешение подписывает представитель курирующего отраслевого совета, то стандарт считается принятым. Стоит отметить о развитой системе информационного обеспечения стандартизации и распространении информации о стандартах. Этим занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации “ Standardline ”. Система организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и является составной частью ИСОНЕТ. Система обмена данных построена на высоком уровне и постоянно совершенствуется. Важно добавить что качественная и быстрая информация уменьшает время рассмотрения стандарта, запуска ее в серию, и, тем самым, фирмы быстрее запускают новые товар в оборот. Общее количество национальных стандартов в Британии составляет 20 тысяч. BSI представляет Великобританию в международных организациях по стандартизации и принимает решения об использовании международных стандартов в стране. В ИСО BSI ведет стандарты 111 технических комитетов и подкомитетов, в СЕН – 29, в СЕНЭЛЕК – 11. При подготовке проектов национальных стандартов в максимальной степени учитываются требования нормативных документов , принятых этими организациями. Интересно то , что Великобритания как ведущая держава в мире в своих стандартах опирается на международный опыт: около 20% национальных стандартов принято методом обложки международных стандартов; 70% разрабатываемых стандартов учитывает направления международной стандартизации; более 16% стандартов – частичное принятие международных. Попробуем сравнить взаимоотношение BSI с правительством страны и рассмотренный ранее NIST в этом аспекте. Напомним, что NIST практически не зависит от государства. С BSI дела обстоят несколько иначе. В 1952 году между правительством и BSI был подписан меморандум о взаимопонимании, в котором BSI определяется как уполномоченный орган, ответственный за развитие национальной стандартизации. Меморандум определяет статус BSI, предопределяет качество стандартов, их удобное использование, а также возможность их использования для улучшения перспектив торговых отношений с другими странами. В свою очередь BSI считает приоритетными те стандарты , которые правительство определяет как отвечающие национальным интересам. Отметим также, для сравнения, то как в BSI осуществляется финансирование:
Стабильность качества сертифицированной продукции обеспечивается путем регулярных проверок производителя на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000. В Британии существует специальный знак качества – “ Кайтмарк ”, подтверждающий безопасность изделия в эксплуатации. BSI издает специальный справочник , куда заносят фирмы, производящие продукцию высокого качества. BSI участвует в работах по единому рынку Европы. Заключаются соглашения о взаимном признании сертификатов качества, исключающие повторные проверки. BSI участвует в обеспечении безопасности инвалидов, в частности слепых. (“Требования к осязательным знакам на упаковке”) BSI имеет службу технической помощи британским фирмам-экспортерам, по вопросам, связанным с техническими регламентами, системами сертификации стран импортеров и т.п. Французская ассоциация по стандартизации Во Франции национальной организацией по стандартизации является Французская Ассоциация по стандартизации (AFNOR), на которую возложены следующие функции: · Организация, руководство и координация деятельности по стандартизации; Анализа поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах; Разработка и принятие национальных стандартов; Контроль за их внедрением; Пропаганда и продажа стандартов; Составление годовых программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики; Управление деятельностью по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту NF (AFNOR); Обучение, подготовка специалистов; Представление Франции в международных организациях по стандартизации. AFNOR , помимо стандартизации занимается также сертификацией , метрологией и контролем качества. Со времени основания этой организации в 1918 году она переходила от некоммерческой к полугосударственной, в связи с тем что правительство видело в стандартизации важное направление развития экономики. В настоящее время AFNOR , приспосабливаясь к процессу создания объединенной Европы, принимает меры к улучшению ' стандартизационной ' среды в стране. Одним из таких шагов является привлечение к стандартизации мелких и средних предприятий, путем предоставления налоговых льгот. Другие важные шаги для этого – упрощение процедур стандартизации, вовлечение французских специалистов в европейской стандартизации и др. Рассмотрим процедуру подготовки и принятия национального стандарта: · Исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и планирование работы; Разработка стандартов группами экспертов в бюро или комиссиях по стандартизации; Рассмотрение и оценка стандарта в национальной ассоциации; Утверждение стандарта президентом AFNOR ; Регистрация и публикация Весь период занимает 1-1,5 года. При AFNOR действует информационный центр, занимающийся сбором и продажей нужных сведений по стандартизации. В среднем за год центр обрабатывает до 90 тысяч таких запросов. Развивается также и компьютерные базы данных одна из них NORIANE. Одно важное направление , которым занимается AFNOR – рассмотрение глобальных экологических проблем. В области сельскохозяйственной продукции прослеживается переход от национальных к региональным и международным стандартам, так как Франция страна-экспортер сельскохозяйственной продукции. Уделяется внимание качеству услуг широкого спектра действия (автосервиса, энергообеспечения , ритуальных услуг и др.) Поддерживая стиль данной работы упомянем и здесь источники финансирования AFNOR. Они, по структуре, полностью напоминают Великобританию. 1. Немецкий институт стандартов В 1917 году был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой рождения национальной системы стандартизации страны. С 1975 года в Германии действует Немецкий институт стандартизации (DIN). В Объединенной Германии действует основополагающий стандарт DIN 820 , определяющий принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации: · Добровольность , обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер; Гласность , реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания; Участие всех заинтересованных сторон – равноправие всех участвующих в стандарте юридических лиц; Единство и непротиворечивость, выражается в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации , в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами; Конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современному НТ уровню; Ориентированность на общую выгоду, определяется правилом: польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны; Ориентированность на экономические реальности, состоит в том , что стандарт закладывается только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация – не самоцель; Международный характер стандартизации – деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе. Членами DIN являются (предприятия)или другие заинтересованные лица, также отдельные специалисты, ученые , практики. Отметим некоторые отрасли , охваченные национальной стандартизацией: строительство, электротехника, химические производства, точная механика, фотография, документация и делопроизводство, атомная техника, сельское хозяйство, здравоохранение, авиация, и многое другое. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды, созданию основополагающих стандартов. Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер, они рассматриваются как “общепринятые правила техники”. В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт принимает если он распространяется на сферу, которая “под контролем” федеральных законодательных актов. DIN действует в интересах всего общества, вносит вклад в устранение технических барьеров в торговле, в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. После принятия в 1980 году “Закона о безопасности технических устройств” принятые DIN стандарты стали обязательны как для немецких изготовителей, так и для импортеров промышленной продукции. После принятия закона о защите окружающей среды соответствующие стандарты превратились в соответствующие юридические нормы. После принятия этих мер экологическая ситуация в стране значительно улучшилась. Германия одна из стран инициаторов создания жестких норм по токсичности выхлопов в двигателях внутреннего сгорания. Эти нормы из года в год пересматриваются и подталкивают вперед научные разработки. Так, принятие в 2001 году норм Евро-4 предполагает внедрение новых технологий в автостроении. DIN также занимается вопросами сертификации продукции. Этим вопросом занимается Германское общество по маркированию продукции (DQWK). В DIN ведется деятельность по информационному обеспечению стандартизации. База фонда данных насчитывает 30000 стандартов и их проектов. Информационный центр DIN – DITR входит в информационную сеть ИСОНЕТ, тем самым DIN интегрирован в Европейскую систему Стандартизации. Как следствие одного из основополагающих пунктов (о международном характере стандартизации) в DIN создано “Общество по стандартизации в Европе” (GZE). Задача этого предприятия – содействие экспорту западноевропейской продукции в страны восточной Европы, в частности Россию и Украину. DIN финансируется в основном за счет заключения договоров с заинтересованными сторонами, издательской деятельности и 18% финансируется государством. Стоит отметить что эффективность вложений в стандартизацию составляет от 300 до 500%! 5. Японский комитет промышленных стандартов (JISC). Основана эта организация в 1949 году как консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный управлению науки и техники, которое утверждает планы работ JISC. Деятельность JISC финансируется правительством. Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения – обязательны. Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов: · Любая организация, научное общество , ассоциация вносят предложение о разработке стандарта (или составленный проект) министру соответствующей отрасли промышленности; Один из технических комитетов обсуждает проект, передает его на дальнейшее рассмотрение совету отделения, который имеет право принять или одобрить проект стандарта; Заключение по проекту стандарта передается в управление науки и техники Министерства внешней торговли и промышленности; Проект одобряет министр отрасли в качестве национального стандарта; Информация о принятом (переработанном) стандарте передается в СМИ. На промышленную продукцию в Японии выдается знак JIS наличие которого говорит о высоком качестве. Для успешного продвижения на рынке промышленных товаров необходимо получение данного знака. Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли как : машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, авиация, химическая промышленность, горная промышленность и др. Так же как и в других странах в Японии стремятся сломать технические барьеры в торговле. Это стремление связано с давлением иностранных партнеров, которые импортируют японскую продукцию, а выход их продукции в Японию невозможен в связи с другими стандартами. Приведем один пример из области автомобилестроения. Как известно в США действует своя система мер, мили, дюймы, футы, фунты ит.д . Это влечет за собой несоответствие европейским стандартам. То есть американская гайка не закрутится на европейском болте. И совсем недавно американские автомобилестроители, не выдержав конкуренции, стали использовать метрическую систему мер, европейские монтажные размеры в электрике и прочее. Это позволило использовать европейское оборудование, снизить стоимость запасных частей и, тем самым, повысить привлекательность американских машин на европейском рынке. Таким образом, мы видим что в Японии велика роль государства в стандартизации, здесь происходит оценка стандартизации с позиции закона для улучшения условий жизни общества. |